Исследования

В основе прогресса авиации всегда лежали фундаментальные исследования и экспериментальные работы, исход которых либо выносил окончательный приговор конструкторской мысли, либо открывал дорог)’ к серийному производству успешных гражданских или военных самолетов. По иронии судьбы имена многих талантливых ученых, изобретателей и мыслителей 16-19 вв., которые внесли огромный вклад в понимание научных принципов полета и создали все виды летательных аппаратов, известны ныне только считанным специалистам в области истории авиации. Но без их теоретических и практических исследований братья Райт, Сантос- Дюмон, Блерио и многие другие пионеры авиации еще не скоро добились бы желаемого успеха. Но когда пилотируемый гребной полет стал реальностью, объемы исследовательских и экспериментальных работ существенно возросли, и не только для того, чтобы удовлетворить запросы военных. Не будет преувеличением сказать, что на начальном этапе технологическое превосходство в области пилотируемых полетов летательных аппаратов тяжелее воздуха надолго захватили Соединенные Штаты Америки благодаря исследованиям и экспериментам братьев Райт. Но уже к концу первого десятилетия 20 века Европа, и в частности Франция, вновь заняла лидирующее положение в авиации, как это было на протяжении двух предыдущих столетий. Она отошла от экспериментирования с летательными аппаратами легче воздуха, и пока США благодушно почивали на лаврах, вырвалась вперед в области конструирования аэропланов.

После окончания первой мировой войны некоторое время ходили разговоры о том, что «эта война положила конец всем войнам», однако, этого не произошло. Напротив, те методы, которыми одерживались победы, а также репарации и контрибуции, налагавшиеся на побежденных по условиям мирных соглашений, сделали вторую мировую войну неизбежной. Германия воспользовалась короткой мирной передышкой, чтобы уйти далеко вперед в области ракетостроения, реактивной авиации и других военных технологий, реализовав в 1930-х годах обширные исследовательские программы. Первые годы после окончания второй мировой войны тон во многом стала задавать Великобритания. Не отставали от нее и Соединенные Штаты, где впервые в мире доказали, что сплав ракетной мощи и человеческого мужества может преодолеть звуковой барьер. Полет самолета Фэри «Дельта 2», объединившего в себе английское лидерство в производстве реактивных двигателей с конструкторским гением, продемонстрировал, что переход звукового барьера — едва заметное колебание одной-двух стрелок на приборной панели и ничего более. Поток фунтов стерлингов начал иссякать к тому времени, когда конвертоплан Фэри «Ротодайн» открыл новый класс гражданских летательных аппаратов вертикального валета и посадки, и пересох окончательно раньше, чем сверхзвуковой бомбардировщик Бритиш Эркрафт Корпорейшн TSR.2 смог удержать Великобританию в военной «высшей лиге».