Парашюты, воздушные змеи и планеры

Парашюты, воздушные змеи и планеры, бесспорно, являются теми кирпичиками, из которых строилась современная авиация, но они не утратили своего значения и по сей день, хотя играют совершенно другую роль, отличную от прежней, когда служили инструментами исследований для пионеров авиации, стремившихся «летать как птицы». Они проложили прямой путь к авиации наших дней, пройдя через такие этапы как аэростаты, дирижабли и первые летательные аппараты тяжелее воздуха. Наблюдения позволяли предполагать, что планирование или парение — простейшая форма птичьего полета, когда крылья распростерты и неподвижны. Совершенно естественно, что самой ранней известной моделью летательного аппарата является вырезанная из дерева модель планера, найденная в Египте. Многие ученые считают ее также проектом для постройки большого образца, тем более, что она, несомненно, имела крестообразные хвостовые плоскости. Многие из пионеров авиации привязывали к рукам подобие птичьих крыльев. Такие «прыгуны с башен» были первыми среди тех, кто пытался испытать на себе чудо планирующего полета.

Понятно, что первые парашюты давали некое представление о полете, тем более, что тогда еще не существовало летательных аппаратов, с которых надо было прыгать ради спасения жизни. И лишь с 22 октября 1797 г, когда француз Гарнереи совершил удачный прыжок с парашютом с воздушного шара, находившегося на высоте 680 метров, стал очевидным потенциал парашюта как спасательного средства. Если бы первые исследователи знали, что современные управляемые парашюты способны пересечь Ла-Манш, они бы поняли, что их идеи получили полное подтверждение. И если в прежние времена парашюты использовались для организации уличных зрелищ, то в наши дни это, конечно же, средство спасения.

Практичность воздушных змеев как летательных аппаратов была впервые отмечена Марко Поло, который еще в 14 веке видел в Китае воздушные змеи, способные поднять в воздух человека. Еще большее значение в конце 19 века имела работа австралийца Лоуренса Харгрейва, чьи усовершенствованные воздушные змеи и созданные для них прочные и легкие конструкции привели к появлению во Франции самолетов Альберто Сантос-Дюмона и братьев Вуазен. Еще раньше, 2 августа 1899 г., Вилбур Райт поднимался в воздух на коробчатом воздушном змее, которым можно было управлять посредством перекоса крыла. Это привело Орвилла и Вилбура Райтов к созданию планеров № 1 и № 2 в 1900 г. и 1901 г. соответственно. И тот и другой летали, как воздушные змеи, прежде чем были испытаны в качестве планеров. Но их самая удачная модель — планер № 3, построеный в 1902 г., — привел к созданию в 1903 г летательного аппарата «Флайер», оснащенного мотором. Когда вам доведется увидеть простейший самодельный воздушный змей, трепещущий на ветру, и его туго натянутый шнур в руке восторженного ребенка, помните, что это первая ступенька, ведущая к могучему аэробусу, стремительно мчащемуся высоко в небе.