Рекорды авиастроения

После зарождения авиации в самом начале ХХ века, она непрестанно развивалась и ставила все новые рекорды. Первые полеты совершались, как правило, самими разработчиками. В этой статье мы рассмотрим несколько интересных примеров самолетов, которые были в чем-то «первооткрывателями».

«Русский витязь» и «Илья Муромец»

 

Знаете ли вы, например, когда был создан первый грузовой самолет? Это случилось в 1913 году. Автором  судна был конструктор Игорь Сикорский. Разработка и строительство заняли несколько лет. Самолету дали бравое имя «Русский витязь», а предназначался он для стратегической разведки. Многие скептически относились к этому проекту.

Тем не менее он был завершен. Кабина самолета чем-то напоминала паровоз. Он мог поднять в воздух около тонны грузов. Первый полет успешно состоялся в мае 1913 года. В августе это же воздушное судно установило второй рекорд – по продолжительности полета, который продлился 1 час 54 минуты. Воздушное судно имело четыре двигателя и являлось бипланом, в нем было два салона для пассажиров.

К сожалению, «Русский Витязь» долго не пролетал. В начале сентября он участвовал в показе военных самолетов, и тогда был поврежден, но не по вине конструкторов или пилотов. Над ним пролетало другое воздушное судно «Меллер-2», и из него выпал двигатель, который задел крыло «Витязя». Восстанавливать его не стали.

Однако ему на смену быстро пришел другой рекордсмен – «Илья Муромец», также созданный Сикорским. В 1914 году он взлетел, на борту находилось шестнадцать пассажиров и собака. Воздушный корабль являлся первым примером тяжелого бомбардировщика. Его использовали в период Первой мировой войны.

Dornier Do X

 

Достаточно необычным летательным аппаратом стал немецкий Dornier Do X, который по совместительству являлся еще и лодкой. Проект был очень смелым: машина должна была совмещать функции и водного и воздушного корабля. Этот шедевр авиации был создан в 1929 году.

Первый перелет состоялся 20 октября. На борту воздушно-морского судна находилось 160 отважных пассажиров, возможно, полагавших, что их имена войдут в историю. Самолет-лодка поднялся с Боденского озера и пробыл в воздухе сорок минут. Его крейсерская скорость составляла 175 км/ч.

В дальнейшем этот самолет-лодку выпускать не стали. Единственный экземпляр совершил показательные  водно-воздушные путешествия  в Африку и Америку и после этого благополучно завершил свою деятельность.

«Максим Горький»

 

Прекрасный пассажирский самолет Ант-20 был самым большим для своего времени, а выпустили его в 1934 году. Его назвали в честь 40-летнего юбилея Максима Горького. Любопытно, что идея по созданию этого воздушного судна родилась в среде писателей и поэтов. Необходимо было почествовать Горького, и способ выбрали, действительно, эффектный.

Первый полет «Максима Горького»  состоялся 17 июля 1934 года под управлением летчика испытателя М. Громова. Он длился 35 минут. Через два дня он победно промчался над Красной площадью в честь парада челюскинцев. Самолет за время своего существования поставил несколько рекордов, в частности он поднял груз массой 15 тонн на высоту пять тысяч метров. Знаменательным фактом является то, что на нем совершил рейс легендарный Антуан де Сент-Экзюпери.

Однако жизнь этого самолета длилась недолго: чуть более года. В 1935 году произошла страшная катастрофа. Во время демонстрационного полета пилот второго воздушного судна, меньшего по размеру, выполнял фигуры высшего пилотажа и потерял управление, после чего протаранил «Максима Горького», и  оба самолета рухнули на жилой поселок. В результате погибло около пятидесяти человек.

«Руслан»

 

Знаменитый Ан-124, получивший имя «Руслан» был разработан в ОКБ имени Антонова. Это самый грузоподъемный в мире серийный самолет, а в период своего создания он являлся еще и самым крупным на планете. Главным конструктором был П. Балабуев, а руководителем проекта – В. Толмачев.

Создавалось это воздушное судно для перевозки пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет и различной боевой техники. Он мог принимать на борт фактически любые грузы, какого бы габарита они ни были.

Первый перелет на «Руслане» состоялся в декабре 1982 года в Киеве. Демонстрация прошла успешно, и с 1987 года самолет был принят на службу военно-транспортной авиации. Всего было построено 56 воздушных судов этой модели.

В последнее время много говорится о том, что самолет снова поступит в производство. Однако когда эти планы будут претворены в жизнь, пока неизвестно.